Сахарный диабет

Новые Медицинские Технологии

Результаты анализов

29108334 исследований мы сделали

• на 28 Марта 2024 г.

Сахарный диабет занимает третье место в мире после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний. По различным источникам, в мире насчитывается от 120 до 180 млн. больных диабетом, что составляет 2-3% от всего населения планеты. В 1965 г. в мире насчитывалось 30 млн. диабетиков, а в 1972 г. - уже 70 млн. По сегодняшним прогнозам, каждые 15 лет ожидается двукратное увеличение числа больных. Среди больных сахарным диабетом 10-20% составляют больные с 1 типом диабета. Мужчины и женщины болеют этим заболеванием примерно одинаково. Десятки миллионов людей страдают невыявленными формами заболевания или же у них возможна предрасположенность к болезни, т.к. имеются родственники, страдающие сахарным диабетом.

История диабета

История этой болезни уходит своими корнями в III век до нашей эры. Первые упоминания о диабете содержатся в книгах выдающихся индийских врачевателей, его знали арабы и евреи.
Термин «диабет» впервые ввел римский врач Аретеус. Он описывал болезнь так: «Диабет - ужасное страдание, не очень частое среди мужчин, растворяющее плоть и конечности в мочу. Пациенты, не переставая, выделяют воду непрерывным потоком, как сквозь открытые водопроводные трубы. Жизнь коротка, неприятна и мучительна, жажда неутолима, прием жидкости чрезмерен и не соразмерен огромному количеству мочи из-за еще большего мочеизнурения. Если ненадолго они отказываются от приема жидкости, у них пересыхает во рту, кожа и слизистые становятся сухими. У пациентов отмечается тошнота, они возбуждены, и в течение короткого промежутка времени погибают».
Диабет в переводе с греческого «diabaino» означает «проходить сквозь», т.е. жидкость, введенная в организм человека, не задерживается в нем и выделяется неизменной. Ошибаясь в определении сущности диабета, медики все же пытались его лечить, опираясь на наблюдения и опыт. Уже тогда они знали, что диабет сопровождается большим упадком сил, ведущим к смерти.
В 1776 г. английский врач Добсон выяснил, что сладковатый вкус мочи больных связан с наличием в ней сахара, и с этой даты диабет, собственно, и стал называться сахарным диабетом.
С 1796 г. врачи начали говорить о необходимости особой диеты для диабетиков. Была предложена специальная диета, в которой часть углеводов была заменена жирами. Физические нагрузки стали использовать как лечение диабета.
В 1841 г. был впервые разработан метод определения сахара в моче. Затем научились определять уровень сахара в крови.
В конце XIX века было установлено, что углеводный обмен в организме контролируется частью поджелудочной железы, описанной еще в 1869 году Лангергансом и названной его именем - островки Лангерганса. Именно здесь бета-клетками вырабатывается инсулин (от слова «инсула» - островок).
Весной 1921 года румынский физиолог Паулеско опубликовал результаты исследований, в которых впервые сообщил о воздействии на уровень сахара в крови. В том же году молодые канадские исследователи Бантинг и Бест получили алкогольную вытяжку из поджелудочной железы теленка. В результате сотрудничества с Маклеодом и Коллинсом они получили препарат высокой степени чистоты, который можно было применять для лечения диабета.
В 1922 г. инсулин был использован для лечения больного сахарным диабетом. Первый укол инсулина приблизил исполнение мечты миллионов людей - избавиться от мучительного заболевания.
В 1960 г. была установлена химическая структура инсулина человека, а в 1979 г. был осуществлен полный синтез человеческого инсулина методом генной инженерии.

Что такое диабет?

Сахарный диабет (СД) - болезнь обмена веществ, то есть нарушение биохимических процессов организма. Для понимания природы диабета необходимо разобраться в основах обычного обмена веществ в здоровом организме.
Одним из важнейших процессов обмена веществ является превращение пищи в энергию и тепло. Можно сказать, что пища - это энергия, и процессы обмена веществ высвобождают энергию для мышечной работы, теплопродукции и обновления или восстановления миллиардов клеток, составляющих организм человека. Пища должна перевариться в желудке и кишечнике для того, чтобы попасть в кровь. Соответствующая часть поджелудочной железы выделяет в кишечник ферменты, которые переваривают пищу - питательные вещества достигают размеров, позволяющих попасть в кровеносные сосуды. С током крови питательные вещества попадают в клетки, составляющие наш организм.
Для прохождения пищевых веществ (в особенности глюкозы) в клетки необходим вырабатываемый поджелудочной железой гормон инсулин. Инсулин поступает в кровь и затем фиксируется на поверхности клеток. Особенность действия инсулина в том, что глюкоза может проникать из крови в клетку только тогда, когда инсулин находится на поверхности клетки. Инсулин как бы является ключом, который открывает клетки, чтобы в них могла попасть глюкоза. В клетке пищевые вещества либо немедленно превращаются в энергию, либо сохраняются в виде резервных энергетических продуктов.
Если эти процессы протекают правильно, сахар в крови поддерживается на нормальном уровне: не слишком высоком и не слишком низком.
Когда мы не едим (натощак), поджелудочная железа выделяет в кровь очень умеренное количество инсулина («базальный» инсулин). При повышении сахара крови после еды уровень инсулина в крови также возрастает («пищевой» инсулин). Благодаря этому даже большое количество сахара быстро усваивается клетками. Печень перестает освобождать связанный в ней сахар и начинает откладывать сахар в резерв для будущего использования. Если уровень сахара в крови все еще остается выше нормального, то избыточный сахар будет превращен в жир жировыми клетками. Жир является превосходным резервом энергии, но не для нервной системы, которой необходим сахар. Когда инсулин выполнит свою работу, уровень его падает. Вот почему все время необходимы новые пополнения инсулина. Наибольшее количество инсулина нужно сразу после еды, меньшее количество в другое время.
При сахарном диабете углеводная часть пищи не усваивается клетками либо из-за отсутствия инсулина, либо из-за того, что клетки не могут правильно использовать инсулин, вырабатываемый в организме. Поскольку сахар при этом остается в крови, уровень его без лечения будет постоянно повышенным. При очень высоком уровне сахара в крови часть его будет переходить в мочу. При расстройстве обмена сахара другие обменные процессы тоже нарушаются.
Существуют две формы СД: 1 и 2 типа.

Сахарный диабет 1 типа

При этом типе диабета выходят из строя клетки поджелудочной железы, вырабатывающие инсулин. Когда поджелудочная железа вырабатывает инсулина мало или его нет совсем, клетки организма не могут усваивать сахар из крови, они «голодают», а уровень сахара в крови остается постоянно высоким. Поэтому инсулин должен вводиться в организм извне (под кожу, откуда он всасывается в кровь). СД 1 типа в большинстве случаев проявляется в молодом или детском возрасте. Если это заболевание развивается, то клетки поджелудочной железы, вырабатывающие инсулин, уже невозможно восстановить. Количество инсулина, ежедневно необходимого для инъекций, зависит от разных факторов и подбирается индивидуально. Пока не совсем ясны причины нарушения выработки инсулина. Фактор наследственности играет определенную роль, но болезнь практически никогда не наследуется напрямую, и поэтому больным диабетом чаще всего нет необходимости отказываться от детей.

Сахарный диабет 2 типа

При этом типе диабета клетки поджелудочной железы не выходят из строя, они вырабатывают инсулин, правда, часто не так продуктивно, как у здоровых людей. Основной причиной высокого уровня сахара у больных является дефект, вследствие которого инсулин не может выполнять свою функцию: мышечные и жировые клетки только частично используют инсулин, вырабатываемый поджелудочной железой. В результате лишь небольшое количество сахара крови используется клетками. Частичная недостаточность эффективности инсулина называется «инсулинорезистентностью».
СД 2 типа обычно развивается у людей старшего и пожилого возраста. В некоторых случаях диета и снижение веса тела (если он избыточный) почти полностью нормализуют уровень сахара в крови. Большинству больных, однако, необходим прием специальных таблеток. Эти таблетки не содержат инсулин, но могут способствовать улучшению выработки инсулина или восстановлению нормальной реакции тканей на инсулин. Важно знать, что 2 тип диабета требует пристального внимания во избежание как поздних осложнений, так и проблем в повседневной жизни. При СД 2 типа может возникнуть необходимость во введении инсулина, если целью ставится адекватный контроль за уровнем сахара в крови. Могут быть также периоды, когда больной СД 2 типа временно нуждается в инсулине, например, в стрессовых ситуациях или после операции. Происхождение этого типа диабета недостаточно ясно, однако наследственность играет более определенную роль, чем при СД 1 типа.

Симптомы сахарного диабета

В ряде случаев диабет до поры до времени не дает о себе знать. Признаки заболевания различны при диабете 1 и 2 типа. Иногда может не быть вообще никаких внешних проявлений, и диабет определяют, например, при обращении к окулисту по характерным изменениям глазного дна. Но существует комплекс симптомов, характерных для сахарного диабета обоих типов. Выраженность признаков зависит от степени снижения секреции инсулина, длительности заболевания и индивидуальных особенностей больного:
  • частое мочеиспускание и чувство неутолимой жажды, приводящие к обезвоживанию организма
  • быстрая потеря веса
  • высокий уровень сахара в крови
  • ощущение слабости или усталости, быстрая утомляемость
  • головокружение
  • нарушения зрения
  • различные неприятные ощущения в нижних конечностях
  • сложности с половой активностью
  • медленное излечивание инфекционных заболеваний и плохое заживление ран
  • падение температуры тела ниже средней отметки

Для установления наличия сахарного диабета необходимо:
В случае появления подозрительных симптомов необходимо провести определение глюкозы крови. Если этот показатель отличается от нормы, нужно проконсультироваться у врача-эндокринолога. К сожалению, часто вместе с первичным выявлением диабета диагностируется наличие осложнений. В этой ситуации важно исследовать сосуды верхних и нижних конечностей, головного мозга, глазного дна.
Для установления диагноза «сахарный диабет» исследуют также гликемический профиль, проводят глюкозотолерантный тест.
Определение С-пептида  помогает установить наличие или отсутствие выработки собственного инсулина поджелудочной железой и уточнить, к какому типу относится диабет.
Для контроля компенсации диабета в процессе лечения исследуется гликозилированный гемоглобин - показатель, отражающий средний уровень глюкозы крови за длительный период (6-8 недель).

Причины возникновения сахарного диабета

Как было сказано, при сахарном диабете поджелудочная железа не способна секретировать необходимое количество инсулина либо нарушена реакция тканей организма на инсулин. Почему это происходит? В чем причина диабета? К сожалению, однозначных ответов на эти вопросы нет. Есть отдельные гипотезы с разной степенью достоверности, можно указать на ряд факторов риска. Твердо установлено только одно: диабетом нельзя заразиться, как заражаются гриппом или туберкулезом.
Существует ряд факторов, которые предрасполагают к появлению сахарного диабета. На первом месте следует указать наследственную предрасположенность. Риск заболеть возрастает, если в семье кто-то болеет или болел сахарным диабетом - один из родителей, брат или сестра.
Вторая по значимости причина диабета - ожирение. Этот фактор, к счастью, может быть нейтрализован, если человек, сознавая всю меру опасности, будет усиленно бороться с избыточным весом и победит в этой борьбе.
Третья причина - болезни поджелудочной железы, при которых происходит поражение бета-клеток (панкреатит, рак поджелудочной железы), заболевания других желез внутренней секреции. Провоцирующим фактором может быть травма.
Четвертая причина - разнообразные вирусные инфекции (краснуха, ветряная оспа, эпидемический гепатит и некоторые другие заболевания, включая грипп). Эти инфекции играют роль пускового механизма. Ясно, что для большинства людей грипп не станет началом диабета. Но если это человек с отягощенной наследственностью, то для него и грипп представляет угрозу. Комбинация факторов риска повышает опасность заболевания в несколько раз.
На пятом месте следует назвать нервный стресс. Особенно следует избегать нервного и эмоционального перенапряжения лицам с отягощенной наследственностью и имеющим избыточный вес.
На шестом месте среди факторов риска - возраст. Чем человек старше, тем больше оснований опасаться диабета. Есть мнение, что при увеличении возраста на каждые десять лет вероятность заболевания диабетом повышается в два раза. В то же время, по некоторым данным, наследственная предрасположенность к диабету с возрастом перестает быть решающим фактором.
Многие считают (очевидно, ориентируясь на название болезни), что главная причина диабета в пище, что диабетом болеют сладкоежки, которые кладут в чай по пять ложек сахара и пьют этот чай с конфетами и пирожными. Доля истины в этом есть, хотя бы в том смысле, что человек с такими привычками в питании обязательно будет иметь лишний вес, который провоцирует диабет. Не следует забывать и о том, что количество больных сахарным диабетом растет, и диабет справедливо относят к болезням цивилизации, то есть его причиной во многих случаях является избыточная, богатая легко усваиваемыми углеводами, «цивилизованная» пища.

Осложнения диабета

Такие осложнения часто называют «поздними осложнениями диабета», поскольку они могут проявиться спустя несколько лет от начала заболевания. В большинстве случаев они проявляются нарушениями со стороны глаз, нервной системы, почек и системы кровообращения.В результате диабетического поражения сосудов нередко поражается сетчатая оболочка глаз, вплоть до развития полной слепоты, развивается ишемическая болезнь сердца, другие тяжелые осложнения.
Диабетическая стопа - патологическое состояние стопы при СД, характеризующееся поражением кожи и мягких тканей, костей и суставов и проявляющееся в виде трофических язв, кожно-суставных изменений и гнойно-некротических процессов.
Факторы риска развития синдрома диабетической стопы:
  • поражение периферических нервов на стадии клинических проявлений
  • заболевания периферических сосудов любого генеза
  • деформация стоп
  • выраженное снижение зрения, полная слепота
  • диабетическая нефропатия
  • одинокое проживание пожилых пациентов
  • злоупотребление алкоголем
  • курение
Обязательные методы исследования:
  • сбор анамнеза
  • осмотр ног
  • оценка неврологического статуса
  • оценка состояния артериального кровотока
Одно из первых мест среди причин смерти больных сахарным диабетом занимает тяжелое поражение почек. У страдающих этим заболеванием поражаются все органы пищеварительной системы, а также центральная и периферическая нервная система. Пациенты жалуются на понижение памяти, становятся эмоционально ранимыми, у них отмечается апатия, адинамия, головные боли, плохой сон, двигательные расстройства сочетаются с чувствительными нарушениями. Конечная стадия нелеченой или же неправильно леченой болезни - диабетическая кома. Хотя «кома» в переводе обозначает глубокий сон, в медицине этот термин употребляется для характеристики полной потери сознания.
В доинсулиновую эру кома была основной причиной смерти больных сахарным диабетом. Если пациента не удается вывести из коматозного состояния в течение 6-8 часов, то в дальнейшем в организме развиваются изменения, несовместимые с жизнью. Чаще всего кома возникает, если больной сахарным диабетом получает неадекватное тяжести заболевания количество инсулина.
У всех ли больных диабетом возникают осложнения и возникают ли они все сразу? Нет. Можно ли предсказать, кто получит осложнения, а кто - нет? Невозможно. Всегда ли осложнения сопутствуют диабету или их можно предупредить? На последний вопрос пока еще нет однозначного ответа, однако исследования показывают, что правильное лечение и контроль за уровнем сахара в крови позволяют предупредить или отсрочить развитие осложнений. Больные диабетом должны обследоваться врачами не реже одного - двух раз в год. Обследование должно включать измерение артериального давления, исследование глаз, нижних конечностей, функции почек, содержания холестерина. При выявлении признаков осложнений назначается соответствующее лечение.

Профилактика СД

К сожалению, профилактики сахарного диабета в полном смысле этого слова не существует.
Наследственность играет главную роль в возникновении сахарного диабета 1 и 2 типа. Но характер факторов внешней среды, влияющих на возникновение сахарного диабета 1 типа, до сих пор остается неясным. Поэтому пока не имеется возможности проводить достаточную профилактику сахарного диабета 1 типа.
Известно, что клиническому проявлению сахарного диабета предшествует длительный период, когда человек здоров. Но в это время в его организме уже происходят изменения и нарушения, которые в дальнейшем приводят к появлению клинических признаков заболевания (повышенный аппетит, жажда, обильное мочеиспускание, снижение массы тела, зуд в области промежности, воспалительные и гнойничковые заболевания кожи и др.). Для целей ранней диагностики используется тест толерантности к глюкозе и другие методы.
В настоящее время успешно разрабатываются иммунологические диагностикумы, с помощью которых можно выявить возможность развития сахарного диабета на самых ранних стадиях на фоне еще полного здоровья. Их использование позволит выявить наличие антител к различным антигенам островка поджелудочной железы.
В последние годы установлено, что сахарный диабет чаще встречается у детей, которые находились сразу после рождения на искусственном кормлении. Дело в том, что в состав молочных смесей, применяемых для питания, входит коровье молоко. Использование таких смесей для кормления новорожденных, имеющих предрасположенность к сахарному диабету, способствует более частому развитию у них диабета по сравнению с новорожденными, находящимися на грудном кормлении. Первичная профилактика диабета заключается в запрещении использования коровьего молока и его компонентов в питании новорожденных и детей раннего возраста.
Обнадеживающие результаты проведенных исследований позволяют надеяться на возможность осуществления реальной профилактики сахарного диабета 1 типа в недалеком будущем.
Что же касается сахарного диабета 2 типа, на долю которого, как известно, приходится 75-80% всех случаев сахарного диабета, то, помимо генетической предрасположенности, на его развитие оказывают влияние факторы внешней среды. Основным внешним фактором, способствующим его развитию, является переедание, т.е. избыточное поступление энергии в организм. Однозначно доказано, что чем толще кожно-жировая складка, тем меньше глюкозы поглощают мышцы. Поэтому в семьях больных сахарным диабетом 2 типа необходимо проводить работу, направленную на борьбу с перееданием, с чрезмерным употреблением сахара, меда, конфет и т.д. Родители должны знать, что полнота их детей не является признаком здоровья, а наоборот, способствует развитию ожирения и сахарного диабета, поэтому профилактика ожирения должна начинаться с детского возраста.
Кроме того, к развитию сахарного диабета 2 типа часто приводит относительно малая физическая активность (которая прямо снижает поглощение глюкозы мышцами). Масса тела детей должна всегда соответствовать физиологической норме. Детям необходимо систематически заниматься физкультурой, так как недостаток движений (гиподинамия) способствует ожирению. Дети с избыточной массой не любят подвижных игр, много времени проводят перед экраном телевизора, часто они освобождаются школьной медсестрой или врачом от занятий физкультурой, что в большинстве случаев необоснованно и приводит к еще большей прибавке в весе.
В группу риска развития сахарного диабета 2 типа должны быть включены женщины, которые в период беременности имели большую прибавку в весе (более, чем при нормально протекающей беременности) и женщины, родившие живого или мертвого ребенка с массой тела более 4,5 кг. В период беременности у таких женщин в 1-2% случаев наблюдается нарушение толерантности к глюкозе или сахарный диабет. После родов, как правило, состояние углеводного обмена нормализуется, но через 5-10 лет, если не проводить мероприятий, препятствующих ожирению, у 10-20% таких женщин может развиться сахарный диабет.
Все перечисленные лица должны находиться на диспансерном наблюдении, периодически у них необходимо проводить пробу с нагрузкой глюкозой.
Для раннего выявления сахарного диабета и нарушения углеводного обмена в последнее время проводится определение гликозилированного гемоглобина, повышенный уровень которого достоверно указывает (более точно, чем проба с нагрузкой глюкозы) на нарушение углеводного обмена.
Необходимо знать, что стрессовые ситуации, при которых вырабатывается большое количество стрессовых гормонов, а также любые заболевания могут способствовать нарушению углеводного обмена и развитию сахарного диабета. Поэтому своевременное и правильное лечение всех заболеваний также способствует предупреждению сахарного диабета.
  • 09янв

НОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ ЦЕНТР НМТ

Открылся новый медицинский центр НМТ в Воронеже.

• 25дек

21 год НМТ

Мы гордимся, что уже 21 год вы доверяете нам своё здоровье и здоровье своих близких!
  • 09янв

НМТ Воронеж

Официальный сайт НМТ-Воронеж http://nmtvrn.ru/

Новые Медицинские технологии во всех районах города!